История культуры XX-го века

ДАДАИЗМ (1916 – 1924). Авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: Основное внимание художников было сосредоточено не на создании эстетически приятных объектов, а на создании работ, которые часто поднимали буржуазные чувства и которые порождали трудные вопросы об обществе, роли художника и цели искусства. Основные принципы дада: использование готовых повседневных объектов, которые могут быть куплены и представлены как искусство с небольшими манипуляциями со стороны художника, иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность

Марсель Дюшан «LHOOQ», 1919, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

СЮРРЕАЛИЗМ (1924 – 1966). Направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х гг. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ:

Основные техники: Автоматизм; Интерпретация сновидений;Сопоставление несвязанных изображений; Фьюмаж; Граттаж; Фроттаж; Гиперреалистический стиль. Цель: возвышение духовного над материальным. Важнейшие ценности: свобода, иррациональность

Рене Магритт «Состояние человека», 1933, Музей искусств, Лос-Анджелес

НЕОДАДАИЗМ (1952 – 1970). Термин, обозначающий различные стили, направления и произведения современного искусства, в которых угадываются мировоззренческие установки, возрожденные приёмы или методы исторического дадаизма. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Абсурдные противопоставления, закодированные рассказами и другими смешанными сигналами; Использование всевозможных предметов обихода в качестве средства создания произведения и в качестве части самого произведения; Одновременное высмеивание и прославление потребительской культуры; Идеи о том, что замысел художника не должен быть разборчивым или присутствовать в финальной работе; Новый взгляд на искусство: стерты рамки между скульптурой и живописью

Роберт Раушенберг
«Кровать», 1959, Музей современного искусства, Нью-Йорк

ПОП-АРТ (сер. 1950-х – нач. 1970-х). Направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х гг., возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Дерзкое, молодое художественное движение 1960-х гг.; Включает различные стили живописи и скульптуры, имеющие интерес к масс-медиа, массовому производству и массовой культуре; Началось в Великобритании, но само движение в большей степени американское; Данное искусство становится коммерческим; Стремление размыть границы между «высоким» искусством и «низкой» культурой

Джеймс Розенквиста
«Избранный Председатель», 1960-1961, Центр Жоржа Помпиду, Париж

АБСТРАКЦИОНИЗМ (с 1910). Направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Изображение вещи из видимого мира играет никакой роли; Структура произведения основывается исключительно на формальных элементах: линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. 
Произведения Абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные, нефигуративные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания.

Кандинский Василий «Москва I (Красная Площадь)», 1916, Государственная Третьяковская галерея, Москва

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (с 1925). Художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Часто используя изысканные детали; Необычную перспектива; Попытка передать чудо наблюдаемой реальности; Нет отсылки к бессознательному, снам или внутренним состояниям; Полагались на несочетаемые сочетания объектов, искажения пространства или гиперреализм, чтобы передать загадочность повседневной жизни; Художники создают пространства, которые более универсально понятны и которые не полагаются на специализированные знания.

Карел Виллинк «Поздние гости Помпеи», 1931, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

НОВЫЙ РЕАЛИЗМ (1960-1970). Движение, объединяющее художников, которые вместе с критиком и теоретиком Пьером Рестани подписали манифест 27 октября 1960 г. в Париже. Члены поставили перед собой цель интегрировать реальность повседневной жизни в искусство, используя новые методы и материалы. Тем самым они внесли значительный вклад в развитие объектного искусства и ранних форм акционизма. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Выступали за это возвращение к реальности (вещи, которые они видели вокруг себя) в противовес лиризму абстрактной живописи или мещанству фигурации; Уничтожение было обычным способом создания. Некоторые художники уничтожали или вандализировали объекты, превращая их части в новые сборки; Представляя то, что было реальным, а не то, что было присвоено или придумано, реалисты нуво лишили искусства догмы, которая настаивала на том, что это что-то значит; Художники реагировали на окружающий мир в послевоенной Европе; Создание произведений в общественных местах и прилюдно.

Ники де Сен-Фалль «Съемка», 1961, Центр Жоржа Помпиду, Париж

ВИДЕО-АРТ (с 1965). Направление в медиаискусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Использовали видео для создания работ; Глядя за пределы возможностей записи видео, многие художники используют его в качестве среды для своих работ, имитируя более традиционные формы искусства, такие как живопись, скульптура, коллаж или абстракция; Используют видеосигналы, искажения и диссонанс, или другие аудиовизуальные манипуляции; Может принимать форму записи спектакля, как отражение движения или восприятия пространства; Он может состоять из реального видеооборудования и его вывода в качестве объектов в работе.

Нам Джун Пайк, «ТВ виолончель», 1964, Центр искусства Ходока, Миннесота

БАУХАУС. Ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х гг., поддержано идеями модернизма. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Прямые линии и чистые геометрические формы; Лёгкие и гладкие поверхности из стекла и металла; Излюбленным материалом архитекторов интернационального стиля стал железобетон; В оформлении интерьера ценятся широкие открытые пространства; Утилитарное предназначение и желание экономить на «архитектурных излишествах».

Учебный кампус Баухауса, арх. Вальтер Гропиус, 1925-1926. Полностью реконструирован в 1976 г., Дессау-Росслау

HI-TECH. Стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений; Использование прямых линий и форм; Широкое применение стекла, пластика, металла; Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания; Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения; Широкое использование серебристо-металлического цвета; Высокий прагматизм в планировании пространства; Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку); В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.

Bank of China, 1985–1990, Юй Мин Пей, Гонконг
Обновлено: 16.05.2020 — 12:09

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *